ЧТО ТАКОЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АЗАРТНЫХ ИГР ?

Азартом движется игрок,

И забывает жизни срок.

Он одержим, не знает меры,

И он лишен реальной сферы.

ЛУДОМАНИЯ (от латинского ludus-игра) - проблема, знакомая человеку с незапамятных времён, но лишь недавно возведённая в статус болезни. Сегодня обозначается в Международной классификации кодом F63.0.

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В Древней Греции жил человек и звали его Зависимус. Он начал играть и увлёкся! Проиграл все деньги и влез в долги. Поначалу отдавал, но в конце концов стал занимать так много и часто, что вскоре его ждала долговая яма. Жизнь больше  не принадлежала ему, из человека он превратился в вещь, лишенную воли, - его могли передавать из рук в руки, обменять на мешок зерна. Так родилось слово «зависимость», означающее потерю собственного «Я», когда хозяином человека становится что-либо. В данном случае—игра. Играет человечество с незапамятных времён, но у азартных игр никогда не было своих летописцев. Поэтому, наверное нельзя выстроить чёткую хронологию: где и когда возникли карты, появилась рулетка.

ДИАГНОЗ Игромания, болезненная страсть к игре, игровая наркомания, гемблинг или лудомания по классификации ВОЗ,  является психическим расстройством.  Болезнь хроническая, не проходит с течением времени, «несмотря на период воздержания». Азартный игрок может начать играть с новой силой и ещё большими последствиями. Лудомания прогрессирует, если не остановить болезнь в развитии, то симптоматика с течением времени усугубляется. Заболевание чревато проблемами с физическим здоровьем—инфарктами, нервными срывами и стрессами, может даже привести к летальному исходу—часто игроки заканчивают самоубийствами или смертью от употребления алкоголя или наркотиков.

 

СИМПТОМЫ

-потеря контроля и неспособность прогнозировать последствия (зашёл поиграть на часик, а вышел через сутки; хотел рискнуть 50 рублями, а проиграл 100000);

-нарушение внимания, сна, координации  движений, провалы в памяти;

-физические страдания;

-сосредоточенность мыслей и поступков вокруг игры;

- игра как средство для улучшения состояния и настроения;

-проблемы в окружении (скандалы в семье, проблемы на работе, в школе , институте);

- чувство вины, угрызения совести; играет, чтобы убежать от своих проблем;

жалость к себе, «эмоциональные качели» - депрессии, резко сменяющиеся эйфорией;

- совершает такие незаконные действия, как подлог, обман, кража или растрата для финансирования игры;

-вызывает игрой риск потерять работу, возможность получить образование, близких друзей;

-перезанимает деньги у других лиц.

ПРИЧИНЫ

   Алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр—все эти понятия, стоящие в одном ряду. Механизмы формирования всех зависимостей, к сожалению, идентичны. А также  социальные, психологические и  генетические аспекты.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР И ИГРОКОВ:

-карточные игры, шулерство;

-лохотрон, игра в напёрстки;

-лотерея;

-ипподром, ставки на результаты заездов, спортивных состязаний, собачьих и петушиных боях и др.

-рулетка и другие азартные игры в казино;

- игра на аппаратах;

-игра на различных тотализаторах, букмекерство, игра на бирже;

- компьютерные, электронные видеоигры;

-зависимость от электронных игрушек и устройств—тамагочи и др.

 

Отдельно выделяют такую форму лудомании, как компьютерная зависимость:

-чрезмерное увлеченность работой в сети Интернет;

- поглощенность общением on-line;

-болезненная зависимость от видеоигр.

СТАДИИ ЛУДОМАНИИ:

1– стадия выигрыша.. На этой стадии происходит  вовлечение в процесс азартных игр.  На первой стадии лудоман вполне способен контролировать себя, может прекратить играть усилием воли.

2- стадия проигрыша. Для этой стадии характерна замена мотивации—для игрока сам процесс становится  важнее результата. Прекратить сеанс игры на данном этапе уже становится проблематичным. 

3—стадия отчаяния. У игрока полностью сформирован букет социальных  и психических отклонений. Потеряна способность к нормальной социализации.  Игрок оправдывает своё пагубное пристрастие возможностью отыграться и раздать долги. Желание взять реванш в игре становится единственной целью в жизни.

ЛЕЧЕНИЕ

   Как и любая  другая  зависимость, игра разрушает психику, здоровье, финансовое, социальное и духовное благосостояние человека. Поэтому лудоманию необходимо лечить комплексно.

   Наиболее эффективно игроманию лечат  в реабилитационных центрах; стационарно или амбулаторно.

Основные этапы лечения: физиологическое (медикаментозное и психоневрологическое лечение) , психологическое (работа с психологом,  переключение на новое увлечение: музыка, танцы, учёба и т.д.), духовная терапия, социальные меры (адаптирование для жизни в обществе, помочь вернуть себя).

 

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ:

-профессиональные игроки. Люди этой группы играют профессионально, по какой-то строго определённой системе, но со временем эта так называемая «профессия» приобретает форму пристрастия.

-люди, подверженные другим пристрастиям. Параллельно с лудоманией эти люди страдают от каких –либо других зависимостей (алкоголизм, наркомания);

-люди, имеющие психические расстройства. Люди ранее лечившиеся от психиатрических расстройств;

-люди, страдающие от чувства одиночества и неудовлетворённости. Для них азартные игры служат отдушиной и суррогатом отсутствующей компанией или интересного дела.

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЗАВИСИМОСТИ:

Одержимость. Человек одержим игрой.

Привыкание. Чтобы достичь желаемого возбуждения, человеку надо повысить ставки в игре.

Синдром отмены. Человек чувствует тревогу и раздраженность, пытается ограничить ставки, хочет остановить игру.

Бегство. Человек играет, чтобы убежать от проблем или заглушить чувство беспомощности, вины, тревоги или подавленности.

Желание отыграться. На следующий день после проигрыша человек часто пытается отыграться, взять реванш.

Ложь. Человек врёт членам семьи, врачу или кому-нибудь ещё с целью скрыть истинную степень своей увлечённости игрой.

Риск потерять работу и близких. Человек теряет работу,  возможность получить образование, у него портятся отношения с окружающими.

Одалживание денег. Человек занимает деньги, чтобы выпутаться из финансовых затруднений, вызванных игрой.

Потеря контроля. Пытается остановиться, но безуспешно. Совершает незаконные действия., для того, чтобы иметь деньги на игру.

 

СЕГОДНЯ  ГОСУДАРСТВО ПЫТАЕТСЯ ПРЕСЕКАТЬ ЛУДОМАНИЮ СЛЕДУЮЩИМИ МЕРАМИ:

 

Законодательные меры:

Лицензирование.

Возрастные ограничения.

Рекламные ограничения.

Налоговые отчисления.

Но в то же время гарантируется безусловное соблюдение гражданских прав и свобод.

Административные меры:

Ограничение игорных заведений:

-по месту расположения (отдалённость от образовательных, религиозных учреждений и т.д., вынесение автоматов за пределы города);

-по времени работы;

-по видам игр, их сочетаниям;

-по допуску («фэйсконтроль») - на возраст, психологическое состояние, адекватность.

«Черные списки шулеров, «проблемных» игроков.

Остановки в игре.

Социальные меры

Создание и поддержка групп взаимопомощи.

Создание терапевтических сообществ.

Создание общественных организаций и движений.

Образовательные программы.

Выпуск книг и лекций для личного и семейного прочтения.