Музей «Погляд у мінулае»

 

       История  музея начинается с комнаты Боевой Славы, которая была открыта в 1976г. и функционировала 18 лет как центр гражданско-патриотического воспитания   в школе. В  1994г. она была  реорганизована и возобновила свою деятельность, как музейная комната «Спадчына», только  с 1 января 2009 года (приказ №320 от 30.12.2008г.) под руководством учителя истории А.А. Ревякина. С 2010г. руководителем музейной комнаты была  учитель  истории  – Н.П. Кашко,  с 2011г. учитель ИЗО и черчения – Е.Г. Гирюшта.

      С января  2014г.  руководителем  назначена  учитель по классу цимбал И.Б. Шешко.   16 декабря 2014 года музейная комната «Спадчына» переведена в статус музея. Музей «Спадчына» переименован в музей «Погляд  у  мінулае».

      Занимаемая площадь– 18 кв.м. Профиль – историко-краеведческий.

     Изначально собирались вещи, которые вышли из деревенского быта: предметы ткацкого дела, глиняная посуда, орудия труда белорусского крестьянина. Затем – материалы по истории Лидчины XXв. На протяжении всего существования СШ №4 ведется летопись школы, собирается материал.

     Фонд музея составляет  240 экспонатов.

    В состав Совета  музея входят  учителя истории, педагог-организатор и учащиеся 7-9 классов. Работа Совета распределена по секторам.

Экспозиционная деятельность.

   В школьном музее функционируют три основные экспозиции:

 «Этнографический уголок». Представлены предметы быта и орудия труда белорусского крестьянина, ткацкий станок  и предметы для ткачества, небольшая глиняная посуда, коллекция рушников, самотканок и др.

«История школы».  Экспозиция содержит материалы о нашей школе - фото, документы, грамоты, дипломы учащихся и учителей, учебники и тетради, школьные принадлежности и т.д.

«Лидчина XXв.». Экспозиция  охватывает две темы: советский период и период Великой Отечественной Войны. Раздел "Лидчина в годы Великой Отечественной Войны" представлен книгами и предметами военной тематики: фуражка, санитарная сумка, пилотка, фляжка для воды, ордена и знаки отличия и др. В разделе о советском периоде есть уникальная коллекция радиоприемников, вымпел, приуроченный к 60-летию Октября, коллекции значков и  документов советского периода, коллекция денежных знаков и монет ХХ века, предметы быта лидчан.

Фондовая деятельность.

  Большая работа проводится фондовым сектором. Фондовая группа обеспечивает сохранность и рациональное использование музейного фонда, организовывает учёт новых экспонатов, следит за периодическим обновлением экспозиций, помогает учителям в использовании фондов музея в учебно-воспитательной и культурно-просветительской работе среди учащихся.

 Музейные фонды  используются в учебно-методической и воспитательной работе школы:

-    при организации уроков мужества, уроков истории при изучении тем о войне;

-    при организации и проведении классных и информационных часов;

-    при организации торжественных линеек памяти, посвящённых участникам войны;

-    мероприятиям, посвященным Дню Победы.

Исследовательская деятельность.

        Исследовательская работа музея ведется на трех уровнях:

  1. Получение учащимися готовых знаний от учителя или из специальной литературы.
  2. Самостоятельное приобретение знаний из научно-популярной и научной литературы, публикаций в периодической печати, собственные наблюдения, знакомство с материалами местного краеведческого музея и т.д.
  3. Изучение учащимися своей Малой Родины в процессе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес.

Экскурсионная и просветительская деятельность.

       Главная задача данного направления - вовлечение в работу значительного числа учащихся, их родителей, учителей.

     Экскурсионно-просветительская деятельность нашего музея многообразна по формам организации и проведения:

   - проведение обзорных, тематических , виртуальных экскурсий, где главным источником содержания является экспозиция и музейные предметы;

   - работа  на базе музея факультатива "Мое Отечество" (5-6кл.), объединений по интересам  "Юные экскурсоводы", "Музееведение" (7-9кл.);

   - проведение общешкольных мероприятий;

   - проведение классных и информационных часов с использованием мультимедиа;

 - подготовка сообщений, докладов, рефератов учащимися на основе самостоятельной работы в музее;

   -  использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке;

   - организация и проведение тематических, временных выставок как в рамках музея, так и за ее пределами.

Деятельность нашего музея  направлена на решение  следующих задач:

-    комплектование  музейных фондов;

-    осуществление экспозиционной работы;

-  создание системы образовательно-воспитательной работы с использованием  средств  музейной педагогики;

-    ведение фондовой работы;

-    привития детям бережного отношения к историческим ценностям, героической  славе  белорусского народа;

-    развитие творческих способностей, оформительских навыков, приобретение  навыков  культуры общения и уважения к людям старшего возраста;

-    расширение кругозора  и увеличения объема знаний учащихся в области истории,  географии,  культуры.

    Посредством музея создаётся обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разработке тематических экскурсий по родному краю с элементами краеведения, расширении кругозора учащихся, развитии у них познавательный интереса.